МЕТАЛЛУРГ МОДЫ

Пако Рабан 

автор  Максим Битков

В возрасте 88 лет не стало авангардного модельера Пако Рабана

Франсиско Рабанеда, будущий Пако Рабан, родился 18 февраля 1934 года в Пасахесе, в Стране Басков. Через два года после его рождения в Испании разразилась Гражданская война. Его мать — дочь крестьянки — вышла замуж за военного, андалузца из Малаги. Отец происходил из древнего рода Руисов («Пабло Руис Пикассо, тоже уроженец Малаги, мой двоюродный брат, мы с великим художником состоим в родстве. Все Руисы — родственники», — рассказывал Пако Рабан.). По утверждению сына, папа учился в военной академии вместе с генералом Франко.

Потом его отец и генерал Франко рука об руку участвовали в войне, а когда была провозглашена республика, они вместе принесли присягу республике: «Мой отец всю жизнь оставался преданным республиканцем. А Франко предал республику. И они оказались по разную сторону баррикад. Мой отец воевал с ним в Испании. Он был начальником батальона, который назвался „Rusia“, то есть „Россия“ (улыбается). Он через многое прошел, он был в Гернике под немецкими бомбардировками. В конце концов франкисты взяли в плен моего отца, и он был первым из генералов-республиканцев, кого Франко расстрелял. Он был захоронен в братской могиле — совершенно неизвестно где. Мне было в то время всего три года, и потому у меня не сохранилось никаких личных воспоминаний о моем отце».

Мама Мариа Лусиа де Тринчерте работала в доме моды Кристобаля Баленсиаги. Спасаясь от преследования со стороны франкистов, мать с тремя детьми бежала во Францию. Больше всего в детстве на будущего модельера повлияли мама и бабушка. «Мне очень повезло, что меня воспитывали две женщины: бабушка-шаманка, очень верующая, и мама-марксистка, очень прагматичная реалистка. Эти женщины были двумя противоположностями. Мать и дочь. И я обеих любил одинаково. И обе были правы. У меня с самого детства развивается на все двойной взгляд: очень прагматичный и в то же время духовный, религиозный», — подчеркивал Пако Рабан.

Он вспоминал: «Бабушка передала мне огромные знания о человеческом теле. Она научила меня чувствовать как органы человеческого тела „раскрываются“ и „закрываются“ вместе со сменой времени суток. Если человек заболевает, значит, какой-то орган его тела был „заблокирован“ или слишком „открыт“. Бабушка показывала мне растения, способные исцелить каждый отдельно взятый орган человеческого тела. И когда я ходил босыми ногами по земле, я чувствовал энергию, которую дает Земля».

Свою мать Пако называл женщиной-революционеркой и очень волевым человеком: «Стреляла из револьвера, подкладывала бомбы». По его словам, она была приближена к Долорес Ибаррури, которая во время Гражданской войны руководила Испанской коммунистической партией и организовывала сопротивление франкистам. И детей пыталась воспитать в марксистской диалектике: «Как следствие, я тогда был комсомольцем».

Мама был настолько убежденной коммунисткой, что вместе с сыном в 1950 году отправилась в Москву. Пако делился этой историей: «Да, меня представили Иосифу Сталину. Между нами говоря, Иосиф Сталин произвел на меня большое впечатление. Для меня это был даже не человек, а миф, живой бог. К тому же он явно обладал какими-то магнетическими способностями. По моим воспоминаниям, это был очень печальный человек, и очень неспокойный».

В 1963 году Франсиско Рабанеда окончил архитектурное направление Национальной школы изящных искусств в Париже, но по профессии не работал. Будучи студентом, для подработки он начал создавать аксессуары и декоративные элементы одежды, используя в работе новые искусственные материалы (например, родоид — высококачественную пластмассу на основе ацетилцеллюлозы), а также металл, которые позволяли воплотить в жизнь его фантазии.

В это же время он решил изменить свое имя — сократил Франсиско Рабанеда-и-Куэрво до Франк Рабан, а к 1965 году изменил «Франка» до его уменьшительной формы — Пако.

Весной 1965 года он запустил целую линию аксессуаров: виниловые козырьки, браслеты и многослойные серьги были выполнены из тонких листов пластика в виде четких геометрических форм. Легкие, яркие и недорогие, его изделия привлекли внимание молодых покупателей и вскоре появились на обложках модных журналов. Вскоре он стал сотрудничать с модными домами Christian Dior, Nina Ricci, Pierre Cardin и Givenchy.

«Моя мать, обожавшая моду, всегда говорила: „Сынок, у тебя есть все свободы, кроме одной — критиковать женскую красоту. Женщина — чудо. Женщина — соблазнение. Дизайнер не имеет права высмеивать ее, это преступление“. Что касается меня, я всегда был убежден, что, даже используя металл и какие-то причудливые элементы, женский образ можно создать превосходным. Женщина — богиня, инопланетное существо, сон».

Джейн Фонда в фильме «Барбарелла» (1968), Одри Хепберн в фильме «Двое в пути» (1973) в платьях Paco Rabanne / Legion-Media

В 1966 году Пако Рабан совершил революцию в моде, перевернул ее с ног на голову, представив в Париже свою первую коллекцию одежды «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». «Мне нравится свет и цвет в одежде. Наступающая эпоха Водолея, которая заменит эпоху Рыб, станет эпохой такого света. Для меня металл также является символом железного века, то есть века золотого, тоже в эре Водолея. Мы живем сейчас в железном веке, так что надеть для женщин железо было необходимо», — объяснит свое видение Пако.

На показе звучала музыка, раньше до этого не додумывались и просто зачитывали номера нарядов и их описание. Наряды из пластика, металла и бумаги демонстрировали босоногие девушки, среди которых были темнокожие модели — большая редкость в то время. Футуристическая одежда была создана из пластин родоида и напоминала кольчугу. (В том же году вышла коллекция купальников из этого материала.) Дебютная коллекция была замечена прессой: журнал Vogue назвал ее «сенсационной».

В 1967 году он открыл собственный дом моды Paco Rabanne в Париже и представил коллекцию платьев из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой. Коко Шанель назвала модельера «металлургом моды».

Отказавшись от традиционной кропотливой вышивки, Рабан решил заменить шитье клепкой: он стал прикреплять к ткани бусины и пайетки с помощью крошечных гвоздиков, оканчивающихся петелькой. С помощью этой техники можно легко декорировать готовое изделие за относительно короткое время, поэтому вскоре к вышивальной мастерской Пако Рабана, состоящей из его матери, братьев и сестёр, стали обращаться с заказами другие дизайнеры.

Мимо впечатляющих нарядов не могли пройти кинозвезды. Режиссер Роже Вадим пригласил дизайнера создавать костюмы для фильма «Барбарелла» — научно-фантастической картины с эротическим уклоном и Джейн Фондой в главной роли. Модельер говорил, что на этот образ «амазонки будущего» его вдохновило феминистическое движение. В 2004 году в опросе журнала «Film Review» Барбарелла была признана самой сексуальной героиней в области кинофантастики. Для моды «Барбарелла» стала культовой картиной: ей посвящали свои коллекции Dior и Givenchy, а Жан-Поль Готье вдохновился для создания костюмов к «Пятому элементу». Платье из коллекции Рабана носила героиня Одри Хепбёрн в фильме 1967 года «Двое на дороге». Наряды появились в фильмах «Казино „Рояль“» и «Искатели приключений».

В своих коллекциях он использовал геометрические прогрессии, экспериментировал с комбинированием всевозможных материалов, от пластика и бумаги (одежду из которой он считал одеждой будущего) до алюминия, оптического волокна и плексигласа. «Я верю в то, что называется „умным текстилем“. Это — ткань, которая дышит, которая сама меняет цвет, сквозь которую не проникает вода. Я уже видел ее образцы в лабораториях. Сложно делать осмысленный прогноз, потому что мода это движение эпохи. На самом деле, кутюрье не влияет на будущее. Он демонстрирует то, что есть. Он свидетель сегодняшней эпохи, наглядно показывая ее всем», — размышлял модельер позднее.

В 1969 году Пако Рабан выпустил первые духи Calandre. Название, означающее «автомобильную решетку» превратилось в культовый символ современной женственности. В 1973 году он создал мужской аромат со смешанным запахом цветов и дерева Paco Rabanne pour Homme, что стало прорывом в мире парфюмерии (всего было выпущено более 30 разных ароматов).

Пако Рабан творил в высокой моде до 1999 года. Еще 10 лет продолжал создавать коллекции прет-а-порте. И сокрушался нынешним состоянием индустрии: «Мода всегда проходит три стадии: подъем, классика, декаданс. Вспомните подъем 60-х, дух авангарда: Пьер Карден, Андре Куреж, я. Потом классическая эпоха: Ив Сен-Лоран, Живанши и так далее. Потом опять спад, декадентство, дух барокко, как в 50-е годы. Сегодня я разочарован отсутствием идей. Стилисты просто берут идеи 60–80-х годов. Последние показы в Париже это ремейки Курежа. Кто-то должен удивить мир. Может, это будут русские стилисты? Свет всегда приходит с востока. Вы, журналисты, должны говорить своему народу: «Просыпайтесь, ребята. Вы талантливы, гениальны. Вы должны удивить мир, а для этого удивить самих себя».

В 2005 году в Центральном доме художника на Крымском Валу проходила выставка Пако Рабана. На ней была представлена его графика. До этого рисунки видел лишь Сальвадор Дали в 1970-х. К России он продолжал относиться по-особенному: «У меня был выбор между Парижем, Нью-Йорком, Мадридом, но я выбрал самую красивую столицу мира. Я помню ваш город с 1950 года, когда оказался здесь впервые. Это город, где появилось в начале ХХ века современное искусство, — то, что было связано с фовизмом, символизмом, абстракционизмом. Я горд, что могу представить свои работы именно здесь. Я думаю, что в этом городе сосредоточена необычайная энергия. Я сравниваю его с Нью-Йорком 1950-60-х годов. Та же самая энергия, та же самая страсть. Да, когда вы только покончили с коммунизмом, Запад смеялся над вашей провинциальностью. Сейчас, поверьте, никто не смеется. Вы стали современной, динамичной, сильной страной. Живя здесь, вы не отдаете отчета о том впечатлении, которое производите на мир».

Демонстрируя рисунки, он неоднократно возвращался к своей убежденности в реинкарнации. Дело в том, что рисовать Пако начал в семь лет, когда с ним впервые произошел его «первый выход из тела». Ночью он стал дышать в такт с биением сердца, а потом почувствовал, что и моргает в том же ритме. Вдруг он почувствовал, что помчался куда-то с огромной скоростью — и оказался «наверху, в небе. И вдруг я увидел вдали свое тело, лежащее рядом со спящим братом». Утром бледный Пако рассказал обо всем маме и бабушке. Разумеется, мама «закричала: „А-а-а-а-а! Мой сын сошел с ума!“» А бабушка ответила: «„Ты видел, как отреагировала твоя мать? С сегодняшнего дня продолжай выходить из своего тела, но никому не говори об этом. Потому что люди будут считать тебя сумасшедшим“. И я замолчал».

«Я показываю их [рисунки] перед тем, как навсегда исчезнуть с лица Земли. Дело в том, что, помня о всех своих земных жизнях и перевоплощениях, я знаю, что больше никогда сюда не вернусь. Цикл моих земных рождений закончен», — сказал тогда в Москве Пако Рабан.

Тот, кого называли «чокнутым», но кто раздвинул границы моды до бесконечных возможностей, был убежден: «Смерти не существует — мы просто переходим из мира материи и низких вибраций в мир света и очень высокой вибрации». / FC