СФЕРА ОДАРЕННОСТИ

АЛЕКСЕЙ ДУБИНСКИЙ

Парфюмер Алексей Дубинский делится в интервью тем, что мы относим к сфере вымышленного. Но опрометчиво

интервью: Роман Ивлев, фото: архив Алексея Дубинского

Fashion Collection: Привет, Алексей! Мы пишем интервью восьмого марта, и хотелось бы услышать хотя бы название аромата, который связан с этим днем в твоей памяти. 

Алексей Дубинский: Ну, разумеется, это мимоза. Прямо с самого детства. То есть, это не тот аромат, который мне хотелось бы порекомендовать нашим обожаемым и привлекательным, но который сидит в памяти настолько глубоко, насколько это возможно. Вроде «Красной Москвы», но только совсем оригинально. 

 

FC: А что не так с «Красной Москвой»? 

А.Д.: Просто это очень лапидарный аромат. Знаешь, как вкус картошки, только в переводе на запах. Едва почувствовав, ты запускаешь машину времени и уносишься туда, где сильнее всего работает память. Просто это такой акцент, не имеющий отношения ни к действительности, ни к запахам, ни к чему. Восклицательный знак в системе твоих чувств. 

 

FC: Давай еще разберемся с терминологией. Нюхать, слышать, запах, аромат и так далее. 

А.Д.: Запах и нюхать. Народная боязливая эстетика настолько исказила понятийный аппарат, что даже специалисты стали вдруг подбирать слова, чтобы описать свои чувства в процессе работы. Но ведь нужно быть проще, друзья, и слушать, что ли, сердце и органы вообще, чтобы нести миру прекрасное, доброе и вечное. Да, именно вечное, поскольку даже в клочке бумаги ты можешь почувствовать аромат эпохи. Более того — аромат событий. 

 

FC: О каких событиях тебе напоминают ароматы? Те, знаковые, которые сопровождаются нас десятилетиями. 

А.Д.: Часто я вспоминаю школу и выпускной, когда родители одевали меня на свой, пусть и неплохой, вкус, и регламент мероприятия диктовал каждый твой шаг. Прямо цирк с дрессированными животными, как это часто случается на нашей земле. Ты, в предлагаемой одежде и предлагаемых обстоятельствах, надушенный имеющимися в доме духами, выступаешь не в своей роли. То есть, роли у тебя не было вовсе, но тебе отказали даже в возможности ее оценки. Вот это, по-моему «Красная Москва». 

 

FC: Чаще ты ищешь в происходящем и в людях хорошее или стараешься обнаружить недостатки? 

А.Д.: В этом отношении я, скорее, утопист. Глядя на человека или оценивая событие, я пытаюсь выделить что-то хорошее. А уж затем я придаю это критике. Далеко не всегда это правильно и действенно, но алгоритм тем не менее работает. Люди и вещи приносят мне больше добра, чем урона. Все-таки вера несет в себе огромную силу. Не скажу, что это рецепт (и не для всех, разумеется), но в моем случае работает. И уже много лет. 

 

FC: Какую книгу ты прочитал за последний месяц? 

А.Д.: С книгами у меня не очень складывается, но иногда выстреливает. Как-то попалось откровение Ромы Зверя. Прочел довольно быстро, и к моему удивлению это оказалось интересно. Если вы помните, он снялся в фильме «Лето» в роли Майка. Уже тогда большинство неравнодушных (в том числе  и я) склонили головы к экрану и к биографии и умерили свой скепсис. После книги же я обрел немалый интерес: в целом — к истории, к персонажам, к драматургии. Все-таки иногда летописи — это не только рудименты тщеславия. Важно уметь слышать. И нюхать. 

FC: Если бегло пройтись по профессии, какой универсальный рецепт ты дашь нам: в плане выбора аромата и манипуляций с ним. 

А.Д.: Помнишь, когда Стив Джобс в одном из последних своих интервью говорил выпускникам колледжа: «Будьте голодными, будьте безрассудными»? Это же ни что иное как рецепт рецептов! Ни в парфюмерии, ни в IT-индустрии нет таких правил, которые стопроцентно обеспечат тебе успех. За каждым результативным шагом в любом случае стоит личность и, главное, дух. Это все решает. Бездушные менеджерские проекты — это заочные однодневки, пустышки. Не надо быть менеджером, чтобы созидать что-то цельное. Надо быть созидателем, деятелем! 

 

FC: Как происходит физическое развитие в профессии? Какими качествами ты должен обладать на старте? 

А.Д.: Скорее всего, памятью. Грубо говоря, ты можешь обладать довольно слабым обонянием, но помнить наизусть характеристики продукта. То есть, совсем бездарным в этой профессии делать нечего. Как и в любой другой. Интеллект же найдет себе дорогу. Это не сфера высоких технологий, это сфера одаренности . 

 

FC: А институтов и профучилищ у нас нет? 

А.Д.: К сожалению, нет. Да, если бы и были, ты представляешь, во что это все превратилось бы? Грубо говоря, это как шить по шаблону чебурашек.Только сфера и уровень весьма сложнее. Парфюмерия — это не заводская история. Это нишевое ремесло. Ты можешь в планетарных масштабах выпускать благовонный ширпотреб, который разойдется на треть Поднебесной, но грош ему будет цена среди тех, о ком ты на самом деле думаешь. Это же ремесло мгновения: раз — и ты за бортом. 

 

FC: Давай окунемся в профессиональную среду. Но не в персональную, а в социальную. Чем должно пахнуть общественное пространство? 

А.Д.: В первую очередь аромат должен нравиться вам. История с ароматами для дома идет как продолжение. Если мы нашли что-то для себя — мы начинаем проецировать это на свое окружение. Ведь что такое дом — это всегда хозяйка. Следовательно, аромат в доме должен поддерживать имидж хозяйки. 

Попробуйте логически разложить аромат на составляющие и попытайтесь представить их в этом интерьере. К примеру, если у вас в интерьере все пастельное, легкое, то запах уда и дымных деревяшек не подойдет. К дому всегда нужно относиться с нежностью, в нем должно быть уютно именно вам. Мне говорят: сейчас моден уд с розой. Да, но такой «восток» будет гармоничен только в интерьере, оформленном в арабской тематике. К тому же от этого модного запаха вас может просто-напросто тошнить — в этом случае восточную тему поддержит аромат апельсина или яблочного кальяна. Я не встречал ни одного человека, который бы не испытал восторг от запаха цветов апельсина. Выбирая аромат для дома, вы должны отталкиваться от того, кто в нем живет, как живет, и чтобы этому человеку было комфортно туда приходить. Все остальное — от лукавого. 

 

 

Вернувшись с парфюмерной выставки в Милане, могу с уверенностью сказать, что одна из самых модных тем в парфюмерии — это соль. Новое гурманство. Вдруг кто-то решил, что сладкое надоело. Так давайте попробуем соленое! 

Кроме того, в Милане все соскучились по легким цветочным ароматам. Уд с ладаном, хотя и остаются в моде, стали напрягать, и парфюмеры решили: а давайте поиграем в романтизм. Это общемировая тенденция, потому что сейчас у всех кризисное настроение, депрессия — и вроде бы выхода нет, а тут раз — кувшинку сделали — приятно. Когда девушка идет в тоненьком, изящном аромате, в этом радостном шлейфе кутаются все окружающие. Это ведь одна из задач парфюмерии — дарить радость и удовольствие. 

 

FC: Наверняка ты занимаешься чем-то отдельным от духов и связанного с ними. Поделись! 

А.Д.: Ах, да... Мы в пятерке, люди нас знают. Candy’s Bros, у меня есть такая серия персонажей, человечков, с них все и началось.Нас четыре человека, я отвечаю за концепцию, в том числе художественную. Напарник — художник кино, он очень хорошо мыслит по декорациям. И двое ребят — девочка и мальчик, музыканты, они занимаются музыкальной частью. 

Мы находим экспериментальных музыкантов, привозим их. К нам на вечеринки, в основном, приходит молодежь творческих профессий. Последняя вечеринка особенно удалась — ночь, по ощущениям, растянулась на пару суток. Две сцены — одна более экспериментальная, другая — танцевальная, большой разброс в стилях. Собралось максимальное для наших вечеринок количество гостей, около семисот человек. 

Мы стараемся интересно оформлять вечеринки, подбирать концепцию. Хотим дорасти до того, чтобы создавать полноценные арт-мероприятия. 

 

FC: Прошел слух (ха-ха), что ты занялся, вопреки всему, концепцией утренников. Немедленно расскажи! 

А.Д.: Утренник, да. У меня мечта делать именно утренники. С вечеринками все понятно, некуда податься, все приходят, тусуются. А вот днем собрать интересную публику, придумать концепцию, чтобы люди могли общаться, делиться чем-то. Эта задача перед нами и стоит, и мы должны создавать такую атмосферу, чтобы люди могли знакомиться в больших количествах. Знакомиться с музыкантами, которые, в свою очередь, могут знакомиться с промоутерами и так далее. 

Работаем в коллаборации, общими усилиями, стараемся помогать друг другу. Этого не было, и нам ничего не оставалось, как сделать это самим. Вокруг вырастает целое сообщество. Спрашивают, что и когда вы будете делать, предлагают помощь, совместные проекты. 

 

FC: А если перейти опять к классической парадигме интервью и попытаться сформулировать профессиональный совет для читателя? 

А.Д.: А вот здесь давай остановим на мгновение речь и отпустим воображение. Мы же не рождены по шаблону и шаблоном быть не должны. Все в этом мире единично — как каждый вздох, как каждый шаг... Вот и будьте уникальными! Представляйтесь окружающим как хотите, как чувствуете. Главное, будьте счастливы!