МУСКУЛАТУРА ВЕРЫ

ТЕАТР НА ОБОЧИНЕ

В этом сезоне пензенский Театр на Обочине отмечает 10-летний юбилей. Прокомментировать событие мы попросили художественного руководителя театра Марину Ливинскую

фото | архив Театра на Обочине

Театру на Обочине — десять лет! Писать об этом мне сложно по многим причинам. Но основных три. Первая проста. Вообще писать о театре, рассказывать его, описывать и как-то пытаться передать словами это сиюминутное искусство – дело неблагодарное. Театр всегда визуален. Он обращен к душе через глаза в первую очередь. Его надо смотреть. Вторая причина  кроется в том простом факте, что у театра нет прошлого. Это то место, где прошлые заслуги всегда обнуляются, каждый раз приходится начинать с абсолютно чистого листа. В театре есть только Настоящее, которое никогда ни во что не превращается, и развеивается в ту же секунду, как рождено, как сигаретный дым на ветру. И третья причина – мое вечное нежелание впадать в пафос любого толка. Потому единственная фраза, всплывающая в моем мозгу при мысли о десятилетии существования Театра на Обочине: как мы выжили?!

 

И действительно, как? Надо оговориться, что ни в самом начале, ни сегодня мы не планировали быть вписанными в Историю. Мы делали только то, что считаем нужным без оглядки на возможность-невозможность этого. «Инструмент веры», главный в нашем искусстве по Станиславскому, стал нашим инструментом выживания. Но прецедент существования репертуарного частного театра с постоянной труппой  без дотаций на самоокупаемости в нашем городе создан. В первую очередь не из-за нас, а из-за нашего Зрителя. Каждые два месяца я закрываю театр: из-за собачьей усталости, из-за того, что борьба с обстоятельствами выматывает и вызывает тахикардию. Но театр делают трое: Актер, Режиссер и Зритель. И именно этот главный участник нашей связки всегда заставлял нас работать. Всегда по-разному, то подгоняя, то вдохновляя. Говоря об отношениях с нашим Зрителем, я не могу не вспомнить притчу о Будде. Будда сидел под деревом, и каждую весну на его голове прилетевшие птицы свивали гнездо. Но в один год птицы не прилетели, и Будда очень расстроился. «Не расстраивайся, Учитель, — уговаривали его ученики, — это просто какие-то неправильные, глупые птицы». На что Будда ответил: «Если птицы не прилетели, значит, что-то не так не с ними, что-то не так со мной!». Это основа наших взаимоотношений: наш Зритель удивителен, он особенный, тонкий, невероятный. И ради него стоит работать, продолжать копаться в себе, расти, искать, изучать, жить. Но птицы, слава Богу, продолжают слетаться. И пока это так – наш театр живет. Не только птицы, но и птенцы и маленькие пташки. Школа Театра на обочине тоже отмечает юбилей. Ей — пять!  Мы никогда не ставили себе задачи воспитать артистов, мы воспитываем навыки, которые пригодятся в жизни в любой профессии. Мы никого не тянули и не тянем в профессию. Наоборот, показываем сложности и трудности актерской работы. Хотя уже сегодня очевидно, что наши усилия в этом направлении, скорее всего, напрасны. И для кого-то Театр станет судьбой. Это неизбежно. Для остальных, мы надеемся, школа станет трамплином для творчества в своей нише.

 

Не хочется перечислять, сколько мы создали постановок и сценических импровизаций за это время. Оговорюсь только, что за эти десять лет мы списали только один наш спектакль только  потому, что Бэнд Театра на Обочине частично покинул в Пензу. И то, в нынешнем сезоне мы собрали новый Бэнд, и спектакль будет восстановлен. Мы не списываем спектакли по причинам экономического толка, сделать спектакль – недешевое удовольствие. Поэтому мы не можем позволить себе одноразовые эксперименты, ведь производятся они исключительно за собственный счет, если не считать единичных грантов от центрального СТД РФ в Москве, за что мы им очень благодарны. Мы не можем делать спектакли, которые будут списаны через полгода. Для зоны экспериментов  у нас есть сценические импровизации. И еще одна причина, основная: на наши спектакли любой давности все еще ходит зритель. 

 

Удачей минувшего сезона я называю наш проект «Дни современной польской драматургии», который высоко оценили и посетивший его театральный критик Павел Руднев и представители Польского культурного центра. Мы планируем провести еще несколько подобных фестивалей по современной национальной драме в ближайшее время.

Другие наши планы нынешнего сезона просты и грандиозны: мы выпустим спектакль по древнегреческой комедии Аристофана «Всадники», на постановку которого мы выиграли грант.  Поставим детский, подростковый и  еще один очень необычный спектакль для взрослых. Без «Рождественских Елок для взрослых» также не обойдется.  Плюс Школа, плюс непрекращающийся ремонт.  И мы отметим юбилей нашего театра, как водится у нас, ударным трудом. Потому что наше Будущее еще только предстоит создать. |