ФЭШН ПО-РУССКИ

ЕВГЕНИЙ ДЮЖАКИН

Фотограф Евгений Дюжакин рассказал об идентичности русской фотографии, о судьбе профессии в современном мире и о важности простого приложения усилий к любому делу  

Интервью: Роман Ивлев,  Фото: Евгений Дюжакин

Fashion Collection: Попробуй вспомнить самую первую фотографию, которую ты видел. Что на ней было изображено, кто был автором, и что ты почувствовал, глядя на нее?

Евгений Дюжакин: Помню старый снимок отца. Давно это было. Он лежит на спине на скамейке, закинув руки за голову, и просто смотрит в камеру. Помню, что это был для меня первый снимок, в котором я увидел что-то большее, чем картинку. Меня поразило то, что обычное изображение передало моего отца таким, каким я его знаю, каким я его вижу. Настоящим. Скажу честно, эта фотография не стала поворотным событием в моей жизни, и после нее я не решил, что стану фотографом. Просто помню, что она мне очень понравилась.

 

FC: На твоей странице во «Вконтакте» в статусе написано «фэшн по-русски». Каков, на твой взгляд, характер современной отечественной фотографии в модном сегменте?

Е.Д.: Уже давно мой слоган в фотографии «фэшн по-русски». Для меня это не просто фраза. Я вижу в ней бесконечную силу. А вообще, сейчас потрясающий этап в модной российской фотографии, поскольку она на стадии формирования. Когда говорят «как в Европе», или «как в Азии», сразу возникают ассоциации того, как это выглядит. Но когда же говорят «как в России» и имеют в виду модную фотографию, нет моментального представления о том, что это вообще такое. Есть качественные фотографы из России, которые переехали в другие страны, но и их фотография изменилась. Она стала европейской, американской и любой другой, но только не российской. Я этого не очень понимаю. Мне нравится, когда люди гнут свою линию. В то же время появляется большое количество новых фотографов, пока не известных, но которые точно заговорят. И очень громко.

FC: В каком положении оказалось ремесло фотографа в эпоху обывательского фотографического бума? И как ты сам чувствуешь себя в этой ситуации?

Е.Д.: Мне дико нравится то, что фотография стала настолько доступна. Сейчас можно делать отличные снимки на телефон. Да и профессиональная камера теперь вещь совершенно обычная. И в этом весь кайф, поскольку просто качественной картинкой уже мало кого удивишь. И тут как раз требуется взгляд фотографа. А это то, что не купить. Это можно только воспитать.

Чем больше снимаешь, да и вообще, чем больше живешь, понимаешь, насколько все просто. Это, пожалуй, одно и единственное любимое слово — «просто». Просто снимай, просто живи, просто делай то, что считаешь нужным, и будет, что будет.

Сейчас каждый может стать известным на весь мир буквально за день. И это не новость. Просто надо сделать что-то. И абсурд в том, что действительно хоть что-то. Проблема повального большинства людей в том, что они хотят результата, не делая ничего. Сидя дома и жалуясь в интернете на всех вокруг. Но сейчас достаточно сделать хоть что-то, чтобы получить хоть какой-то результат. Это смешно, но это так. 

Я прекрасно осознаю, что для меня не принципиально зарабатывать фотографией. Снимать я буду в любом случае.

Чем больше снимаешь, да и вообще, чем больше живешь, понимаешь, насколько все просто. Это, пожалуй, одно и единственное любимое слово — «просто». Просто снимай, просто живи, просто делай то, что считаешь нужным, и будет, что будет.

FC: Расскажи о своей публичной деятельности, о мастер-классах и о проектах, прямо не связанных с фотографией.

Е.Д.: Что касается моих интересов, сейчас развиваю себя в разных направлениях. Мне интересна ораторская деятельность, я получаю огромный кайф от публичных выступлений. Также интересна операторская работа и режиссура. Это мое хобби на данный момент. Там я выливаю то, что не могу вылить в фотографии. Страстно люблю писать тексты. Нравится излагать мысли на бумаге. Пишу много. По сути, у меня телефон всегда с собой только из-за того, что там есть мое любимое приложение «Заметки». Интересны современные форматы, которые скоро плотно займут свою нишу и получат «уважаемый» статус, например, видеоблоги. 

Сейчас мы запустили проект GREENRED. В нем мы объединили съемки, обучение и отдых в один процесс. Это совершенно новый качественный уровень организации мероприятий. У фотографов появилась возможность полностью погрузиться в сферу фотографии и сделать это не просто в «классе для занятий», а в огромной загородной резиденции, в окружении своих коллег. Подробнее можно ознакомиться на сайте проекта: www.greenredstudio.ru

В школе у меня были проблемы с общением. Да и сейчас, несмотря на публичную деятельность, я не особо разговорчив в жизни. Это изначально и послужило трамплином для выступлений. Все началось с мастер-классов по фотографии через интернет. Это заставило меня общаться больше, и так оказалось, что полезно это было не только для меня, но и для тех, кто ко мне обращался. Количество людей, желающих учиться у меня, сильно увеличилось, и это вылилось в серию обучающих мероприятий по всей России и СНГ. Я облетел более 20 городов с программой по работе с цветом в фотографии. На данный момент у меня уже более тысячи учеников. Последний мастер-класс по этой программе, кстати, как раз состоится у вас в Пензе 25 сентября. Все это в свою очередь привлекло внимание крупных конференций, куда меня приглашают выступать в качестве спикера. Например, форум новой модной индустрии BE IN OPEN в Академии имени Штиглица или открытый образовательный проект от парижского института Mod’Art International и официальной недели моды St.Petersburg Fashion Week FW 2016-2017. Сейчас я являюсь одним из кураторов сильного проекта «Лаборатория брендов». И черт его знает, что эта часть моей деятельности привлечет еще. Но что могу сказать однозначно: я счастлив, у меня есть возможность делиться опытом и спустя время видеть, что это помогает людям. Не скрою, мне это очень приятно.

Я чувствую, что могу создать настолько мощный образовательный проект в сфере фотографии, которому не будет аналогов. Сейчас я постоянно учусь и прощупываю почву для этого. Например, уже на протяжении 9 месяцев на территории всей России и СНГ формируются фото-команды, благодаря нашему с сестрой проекту FOTOGAME. Его суть в том, что первого числа каждого месяца стартует новое задание, и у фотогеймеров есть 21 день, чтобы его выполнить. В составе судейской коллегии — известные специалисты. Они дают рекомендации лучшим в каждой игре. FOTOGAME заставляет фотографов понять, что если они хотят быть коммерчески успешными, очень важно уметь работать по техническому заданию. Изначально участникам это давалось сложно, но сейчас большинство втянулись. Скоро каждый из них поймет, насколько полезным для них станет этот опыт.

Делаю все это я это не потому, что вижу финансовую выгоду, или, как часто думают, ради пиара. Делаю я это, потому что могу.

FC: Какой ты видишь свою сверхзадачу в профессии, и как бы ты описал снимок всей жизни, которого никогда не будет?

Е.Д.: Мне важно снять как можно больше. И чем больше снимаю, тем больше всего становится, что хочется снять. Амбиций у меня всегда была гора. И это одна из причин, почему я редко бываю доволен результатом. Поэтому снимок всей жизни — это скорее мечта, которая греет, чем цель, к которой иду. |