ФОТООТЧЕТ MUSIC!

ЭСТЕТИКА И ГАРМОНИЯ

ДИЗАЙН ЦЕНТР

В рамках проекта «Искусство дизайна» от Галерии Интерьера «Дизайн Центр» Пензу посетила кандидат искусствоведения, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, эксперт дизайна Ксения Бандорина. В гостеприимных стенах организатора мы поговорили с Ксенией о гармонии пространства, эстетике и легендах вещей

интервью:  Любовь Кривозубова,  фото: Юрий Болотин

Fashion Collection: Где грань между дизайном и искусством?

Ксения Бандорина: Эта грань существует лишь в классическом дизайне, который отвечает за функционал. Так же как и современное искусство уже не имеет отношения к классическому изобразительному искусству – сейчас это инсталляции, перформансы, какие-то научные события. Так и дизайн на сегодняшний день, это уже не просто предметы, которые обеспечивают комфорт и удобство, как задумывался изначально. Эстетическая составляющая была лишь приятным бонусом. У Витрувия – римского архитектора и механика, жившего в первом веке до нашей эры, в основе работ лежала триада: польза, прочность, красота. Именно эти понятия в последствии сформировали основу классической архитектуры и дизайна. И они идут именно в таком порядке – дизайн должен был быть в первую очередь полезным, а уже потом прочным и красивым.

 

FС: Можно ли предметы искусства вписать в повседневный обиход, или их удел исключительно галереи?

К.Б.: Сегодня практически ни одни интерьер, какого уровня бы он не был, и я говорю не только о финансовой стороне или размаху площади, не обходится без предметов искусства – это может быть живопись, ковер или стул, который достался от бабушки. Предметы искусства сегодня приобретают новый смысл, это может быть совсем не то, что мы привыкли понимать под таким устойчивым словосочетанием. Это совсем не Левитан или Шишкин. Это могут быть предметы, которые несут в себе некий смысл – какую-то память или легенду. В основном сегодня и современное искусство, и дизайн построены на легендировании. Мы покупаем все вещи, начиная от одежды и заканчивая гаджетами, не за какие-то уникальные качества — юбка она и есть юбка. Но мы выбираем именно такую, потому что Одри Хепберн или Мадонна ходила в похожей. Некая story или легенда заставляет нас делать выбор в пользу той или иной вещи. Так и предметы современного искусства должны обладать легендой. Приходя в галерею или музей бывает сложно оценить работу большого мастера, для этого нам требуется пояснение специалиста, чтобы он эту легенду рассказал – это может быть история создания, какой-то этап существования или громкий скандал. Поэтому в обиход можно вписать любой предмет из вашей семейной истории, который будет нести определенный смысл и станет тем самым арт-объектом в интерьере. Та же бабушкина тарелка может давно не использоваться по прямому назначению, но вы можете оформить ее в красивый кейс, выставить на всеобщее обозрение, и она станет неким знаковым объектом, несущим определенный смысл. Ее эстетика будет преображаться вместе с тем, как вы ее подадите. От этого очень многое зависит. Аукционисты, занимающиеся продажей современного искусства, когда формируют коллекции частным клиентам, отмечают, что порой предмет может быть вовсе не дорогим, но иметь свою высокую смысловую ценность. И наоборот, дорогостоящий предмет не всегда обладает высокой эстетической значимостью. Поэтому предмет современного искусства с легкостью найдет место в любом интерьере и обязательно сыграет акцентную роль, станет центром внимания и объектом обсуждения. Здесь, в «Дизайн Центре» представлены самые разные интерьеры, но в каждый из них, при желании, можно гармонично вписать современный арт-объект.

 

FС: Расскажите свои впечатления от тех интерьерах, которые представлены в «Дизайн Центре».

К.Б.: Экспозиция удивительно гармоничная, несмотря на то, что представлены самые разные бренды мебели, аксессуаров, предметов декора. Они выстроены настолько созвучно, что создается впечатление, что ты попал в абсолютно гармоничное пространство, ты уже проживаешь в нем какую-то жизнь. По площади все очень комфортно, есть воздух и простор. Все сочетается по цвету, нет резких контрастов и перепадов температур оттенков. Отличная возможность для покупателей, дизайнеров интерьеров и их заказчиков почувствовать себя в разной обстановке. Есть возможность путешествовать и пробовать себя в разных стилях. Это очень важно. Ведь одно дело то, как выглядит тот или иной предмет интерьера на страницах каталога, и то, как он впишется в общую обстановку, какое впечатление будет производить, каким настроением обладать. Очень часто мы знаем, что в моде, например, минимализм или скандинавский стиль, но не всегда можем представить каково это очутиться в комнате, оформленной в этом стиле. А в «Дизайн Центре» можно прийти, побыть, посидеть и понять твое это или нет. Еще мне очень понравилось, как все оформлено с точки зрения декора – пространство, цвет, форма, все учтено и сделано с большим вкусом. Отлично соединены марки разных ценовых категорий. Нет сильной разницы между итальянскими брендами и российскими, а марки представлены очень хорошие, которые вполне могут конкурировать с ведущими европейскими производителями. В этом огромная заслуга руководства и дизайнеров «Дизайн Центра», потому что сделать такую комфортную и грамотно выстроенную подачу – это огромный труд, показатель профессионализма и знания своего дела. Знаете, мое знакомство с «Дизайн Центром» можно сравнить с посещением ресторана высокой кухни, когда тебе подают сеты от шеф-повара, ты пробуешь одно блюдо за другим и получаешь удовольствие, открываешь новые вкусовые нюансы, хочешь продолжать и переходить дальше. Также и здесь, ты путешествуешь по экспозиции и плавно перетекаешь из одной атмосферы в другую, получаешь огромное удовольствие от эстетики и подачи и хочешь идти дальше. Часто в шоу-румах есть ощущение искусственности и надуманности, иногда давит роскошь или непонятный минимализм. Здесь такого нет, несмотря на то, что некоторые представленные марки очень дорогие. Все преподнесено очень корректно и с большим достоинством.

 

FС: На какие новинки обратить внимание?

К.Б.: Об этом пока говорить рано. Чтобы узнать новинки предстоящего сезона я планирую посетить крупнейшую выставку мебельной индустрии. Это знаковое ежегодное событие, которого ждут все причастные к сфере дизайна. Миланский мебельный салон проходит в этом году в конце апреля. Все едут туда, чтобы посмотреть и заказать новинки. Обычно после заказа они поступают в продажу через 3-4 месяца, то есть ближе к осени, в начале нового экономического сезона, мы увидим в магазинах то, что сейчас покажут в Италии. Но нужно отметить, что на выставке представлены именно прототипы, самые истоки трендов, которые в последствии будут развиваться и видоизменяться.

 

FС: Какое направление в дизайне интерьера на данный момент вам ближе и интереснее?

К.Б.: Есть мнение личное, и профессиональное. Сейчас я могу говорить только как профессионал и рассуждать о том, что сейчас наиболее популярно. Так вот на сегодняшний момент категоричной моды нет, ни в fashion, ни в интерьере. Нет четких канонов, которые диктовали бы нам, что нужно жить исключительно в минимализме или в лофтовых интерьерах. Человек на протяжении всей жизни меняется, и не только с возрастом, но и под влиянием, например, смены времен года. Согласитесь, на наше настроение и восприятие окружающей обстановки очень влияет даже то, есть солнце или нет. Поэтому интерьеры сейчас делают эклектичные, но эклектика — это не значит классика в ее привычном понимании. Это может быть лофт с элементами минимализма или популярного сейчас mild century и атрибутикой середины прошлого века. Сейчас активно воспроизводятся коллекции мастеров середины XX века, формируя неоклассицизм с элементами совершенно новой эргономики. Поэтому на сегодняшний день наиболее популярны неоклассика и эклектика. Но первична не мода, а образ жизни и предпочтения заказчика. Процесс создания интерьера начинается с психологии. Это долгие разговоры и выяснения мельчайших деталей – сколько членов семьи живет вместе, кто чем занимается каждый день, какие маршруты у человека, большая ли у него собака – все эти моменты определяют не только планировку, но в том числе и определенную стилистику. Важно расставить психологические приоритеты. Так же как и в моде, сейчас нет одного направления, можно все мешать и выбирать в чем конкретно тебе комфортнее. Тем не менее дизайн интерьера – это очень профессиональная среда, здесь базовые элементы нужно доверять непременно специалисту, а все остальное, к примеру, текстиль, можно менять в зависимости от настроения или смены сезона.

FС: Можно ли глядя на предмет дизайна определить, станет он культовым или нет?

К.Б.: Сегодня модным становится только то, в раскрутку чего вкладывают деньги. К примеру, чем Микки Маус отличается от обычной мыши? Правильно, пиаром. История насчитывает немало примеров, когда тот или иной предмет дизайна переходил в ранг произведения искусства только благодаря созданному вокруг ореолу исключительности.

С большей доли вероятности о степени популярности можно судить по имени дизайнера, либо по фабрике, которая выпускает этот продукт.

 

FС: А как же молодые дизайнеры? Как им пробиться к вершинам славы?

К.Б.: Молодые дизайнеры должны быть хорошими маркетологами и суметь просчитать то, что будет востребовано. И это футуристы, потому что одна из задач дизайна – хорошо продаваться. Раймонд Лоуи, выдающийся американский художник и дизайнер прошлого века, дал определение дизайну, которое очень верно отражает суть, но кому-то может показаться излишне рациональным и не таким романтичным. Он сказал, что хороший дизайн должен заставлять кассу чаще звонить. И он знал в этом толк, так как был одним из самых успешных коммерческих дизайнеров. Задача современного дизайна – создавать конкурентноспособные товары, поэтому молодые творцы должны очень чутко улавливать интересы и желания своих потенциальных покупателей.

 

FС: Есть ли у дизайна национальный колорит?

К.Б.: Сейчас нет. Дизайн стал абсолютно интернациональным понятием. И во многом это связано с системой продаж. Когда Япония выходила на мировой рынок, у них была задача хорошо продаваться, и тут помогли дизайнеры. Они делали то, что было востребовано на внешнем рынке, а это совсем не этнические товары. Сейчас мы не сможем отличить, что выпущено в Японии, а что в Европе. К примеру, кухни одной известной марки сейчас делает итальянская компания по дизайну японской дизайн-студии, и она имеет все качества итальянской мебели – выразительные эстетические черты, но при этом относится к скандинавскому стилю. Есть школы дизайна – голандская, итальянская, немецкая. Но также, как и общество сейчас все больше тяготеет к интернационализму, в сфере дизайна границы стран размыты.

 

FС: Можно ли назвать дизайн и искусство зеркалом социума?

К.Б.: Конечно, и это очень связано с рынком и системой потребления. Это отражение не только материальных возможностей общества, но и эстетических предпочтений. Но есть и обратная сторона – дизайн сейчас нередко диктует нам наши пожелания.

Мы же не требовали от производителей обтекаемых форм, но дизайнеры автомобилей и телефонов привили нам тягу именно к таким решениям. Да и сами гаджеты, они появились как ответ на запрос общества. Жизнь становится все более динамичной, мы постоянно в движении и решаем сразу несколько задач, поэтому дисковые телефоны сменились мобильными, кассеты и проигрыватели в прошлом – появились плееры. Сейчас приходит новое состояние людей – кочевное. Все чаще жители больших городов отказываются от постоянного места жительства и предпочитают переезжать с места на место. Отсюда рождается потребность в более мобильных и компактных решениях мебели и предметов быта. Дизайн эта та сфера жизни, изучая которую можно сделать много удивительных открытий и по-новому посмотреть на себя со стороны! 

Галерея Интерьера. Дизайн Центр.

ул. Бекешская, 10

тел.:  42-39-37

www.design-penza.ru